Эксперты уверены: к середине 2024 года объемы закупок серверов российского производства вырастут как минимум в полтора раза. Такой рост вполне ожидаем, поскольку структурам необходимо реализовывать отложенные бюджеты и выполнять обязательные программы по импортозамещению.
Аналитики компании Delta Computers считают, что за 2023 год ситуация на рынке стабилизировалась. Эксперты уверены в постепенном наращивании темпов производства. Конечно, речь не идет о восстановлении прежних объемов, но в целом прогноз ситуации остается позитивным.
В период до 2022 года львиную долю рынка в России составляла продукция иностранных вендоров. Однако позже картина начала меняться: многие зарубежные производители перестали работать на территории нашей страны,
Заморозка многих
Тенденции развития отрасли — что говорят о них эксперты рынка
Руководитель отдела по управлению проектами Delta Computers Максим Терещенко отметил, что около 50% серверного оборудование, которое продается сегодня в России, производят отечественные компании.
Однако Максим полагает, есть все основания предполагать ниспадающую картину на рынке в 2023 году. Это связано в тем, что многие компании в этом году решают лишь актуальные задачи и откладывают расходы. Однако уже в 20234 году ожидается рост закупочных объемов как минимум в полтора раза.
А вот что говорят другие эксперты сферы.
- Директор «DатаРу» Роман Гоц уверен: спрос на оборудование российского производства будет нарастать. «Объемы информации растут, а процесс внедрения технологий ИИ требует серьезных мощностей. И пока совсем небольшое число клиентов хотят внедрять российские продукты. Большая часть из них ничего кардинально не меняет в
ИТ-стратегиях , а пользуется проверенными решениями от зарубежных вендоров. Оборудование поставляют в основном по схеме параллельного импорта и у этого пути есть свои недостатки, например, отсутствие сервисной поддержки и гарантий. Вероятно, что совсем скоро заказчики поймут, что гораздо надежнее использовать отечественные решения и начнут перестраиваться» — считает Роман. - У Глеба Сердитых — директора сектора облачных решений компании «EdgeЦентр» — несколько иное мнение. Он полагает, что не все вендоры предлагают
по-настоящему «отечественные» разработки. «Сервер — это комплекс, состоящий из множества различных элементов. И не каждая российская компания способна самостоятельно произвести все необходимые компоненты: память, диски, крепления, системы мониторинга, сетевые порты и прочее. У многих вендоров под понятием собственной начинки прячутся все те же иностранные решения».
Глеб считает, что российские коллеги могут закрыть одну из важных «болей» — решить проблему с гарантией и составлением конфигураций. Опыт работы в западных компаниях и сильная экспертиза позволяют вендорам из России предлагать максимально эффективные решения. Причем не просто продавать ПАК, но и отвечать за качество предлагаемых серверов. Получается, что заказчики получают готовый сервер от российского поставщика по понятной цене, с гарантией, а также дополнительную техподдержку.
Сегодня главный тренд рынка корпоративных серверов в России — постепенный переход на ПАК. То есть сейчас заказчики покупают сразу готовые
Руководитель компании «Рексоф» Артем Яговитин объяснил причину перехода компаний на ПАК: «Делегирование работ по установке, настройке, интеграции оборудования позволяет упростить процесс, сделать итоговую стоимость владения более выгодной. Подобный тренд сегодня подхватили многие российские компании, а некоторые стали предлагать подобные решения еще до того, как зарубежные вендоры ушли с рынка».
Артем уверен, что проекты такого уровня требуют детальной проработки. Ведь важно понимать, какие именно технологические и дизайнерские решения ценят заказчики. Только так можно начать создавать решения, способные составить конкуренцию на иностранных рынках.
Развитию отрасли, по мнению Артема Яговитина, способствуют два процесса:
- появление конкурирующих решений, способных бороться за долю рынка, а также активное инвестирование в функциональные возможности отрасли;
- постоянная корректировка регламентов, выравнивание позиций с другими участниками на мировом рынке.
«Для насыщения рынка сбалансированными информационными продуктами важную роль играет разработка и выпуск типовых моделей. Такой подход снизит затраты и повысит эффективность проектов. В результате заказчики получают различные продукты, которые весьма продуктивно работают в комплексе. Постепенно наращиваются темпы перехода на такие комплексные решения, в результате чего бизнес начинает направлять силы на развитие, а не на слепые поиски. Кроме того, тиражируемость решений помогает экономить — общая стоимость владения ПАК ниже, чем совокупная цена владения отдельно каждым компонентом», — полагает руководитель компании «МойОфис» Павел Калякин.
По мнению экспертов, российские производители имеют множество преимуществ. У них есть все возможности для роста, причем как в вопросах масштабирования экосистемы и повышения производительности, так и в сфере восстановления рынка.
Действующий руководитель отдела