Политехническая ул., 28 Базисный проезд, 6/2Д Рашпилевская ул., 325/1 Шатурская ул., д. 1Г, корп. 1
8 800 333 04 94 Звонок по России бесплатный

Пандемия изменит рынок телекома

Пандемия изменит рынок телекома 21.05.2020

Режим самоизоляции продолжает влиять на сектор телекоммуникационных услуг и меняет перспективы его развития. Об этом и многом другом рассуждали аналитики «Ренессанс Капитала» и специалисты сферы на онлайн-конференции, прошедшей нескольким днями ранее.

Телеком зависит от пути развития российской экономики

Режим самоизоляции в России начался еще в конце апреля текущего года. На данный момент нет точного понимания, когда ситуация изменится и страна сможет вернуться к привычному образу жизни. Российская экономика также находится в неопределенном состоянии. Аналитики говорят о трех главных перспективных сценариях развития промышленности и производства.

Первый и самый оптимистичный подразумевает адекватный курс рубля — до 75 рублей за доллар на конец года. ВВП при таком курсе растет на полтора процента. Базовый сценарий — это курс 79 рублей за доллар и рост ВВП всего на 0,8 процента. Наконец, самый пессимистичный прогноз подразумевает курс 82 рубля за доллар и отрицательный рост ВВП до минус двух с половиной процентов. Основой для прогнозирования стала примерная цена барреля нефти марки Brent в текущем году (42,5 доллара за баррель).

Каждый из предложенных сценариев выводит собственного лидера относительно рынка телекоммуникационных услуг. Так, в первом случае им может стать ПАО «МТС». Среди преимуществ компании стабильный поток денежных средств, программа работы с акциями, недавно появившаяся на рынке, и достаточно высокая, по сравнению с конкурентами, акционная доходность в плане получения дивидендов.

Если выход из самоизоляции будет жестким, лидером рынка может стать ПАО «Ростелеком» с его кабельным ТВ, развитым облачным сервисом и широкополосным доступом в интернет. Не менее важны в этом отношении и своевременно заключенные компанией государственные контракты. В случае быстрого восстановления экономики страны в лидеры вырвется «дочка» МТС — «АФК „Система“». Акции компании на фоне общего падения стали самыми волатильными, и это будет непременно учтено после восстановления рынка. Вероятно, после окончания кризиса непубличные активы «Системы» отразятся в цене ее акций.

Пандемия и общемировой рынок телекоммуникационных услуг

Расчеты «Ренессанс Капитал», о которых речь шла выше, в основном базируются на опыте мирового рынка. Инвестиционная компания подвергла анализу ситуацию на рынке Китая, Европы и США. Они столкнулись с пандемией и экономическим кризисом чуть раньше. Режим карантина начался в Китае еще в январе. Уже в феврале количество пользователей смартфонов выросло на 30 процентов. В Италии пандемия также повлияла на количество мобильных пользователей. Их стало больше на 11 процентов.

Интересно, что количество мобильных пользователей выросло и в странах, официально не вводивших чрезвычайное положение или карантин. Такая ситуация сложилась, например, в Испании и Франции. Жители этих государств ушли на самоизоляцию по собственному желанию. Они стали меньше ездить, больше сидеть дома и чаще пользоваться гаджетами. США и Англия столкнулись с такой ситуацией уже в марте, Россия — в апреле и мае.

Александр Венгранович, аналитик компании «Ренессанс Капитал», считает, что в целом ситуация с коронавирусом положительно влияет на развитие рынка телекоммуникационных услуг. Онлайн-сервисы развиваются со стремительной быстротой. Растет не только интернет-трафик, но и голосовой. Операторов больше волнуют технические моменты, которые позволят обеспечить функционирование сети без перебоев и задержек.

Инвестиции зависят от сетевой нагрузки

Пандемия и кризис привели к тому, что операторы связи все чаще задумываются о пересмотре инвестиционных программ. Потребление онлайн-услуг выросло в разы, причем это актуально и для мобильной, и для фиксированной связи. По прогнозам аналитиков, следующий всплеск коснется голосовой связи. Нагрузка на сети продолжает расти — этот процесс идет безостановочно с середины марта.

Эксперты «Ренессанс Капитал» уверены, что выручка российских операторов продолжит расти. Растет общий трафик сети — вместе с мобильным доступом и доступом в глобальную сеть. Пропускная способность сети в каждом российском регионе влияет на итоговые цифры роста. Можно сказать, что операторы связи уже несколько месяцев работают в условиях повышенной готовности. Режим «новогодняя ночь» затянулся и вынуждает операторов тщательно распределять внутрисетевые потоки. В этом вопросе много задач берет на себя ИИ, искусственный интеллект.

«Ростелеком» сообщает о росте трафика, включая эфирное TV. Пользователи в пять раз чаще стали смотреть кино и сериалы. И это не только бесплатный контент — на 80 процентов выросли и платные просмотры. В этой ситуации компания не может не планировать масштабирование инфраструктуры для обеспечения максимального пользовательского комфорта. В связи с этим происходит пересмотр инвестиционных программ, по словам представителя «Ростелеком».

Так, стало известно, что «Ростелеком» уже проводит изучение нескольких сценариев, с помощью которых сможет устранить или минимизировать последствия кризиса. Они касаются управления валютными и процентными рисками. Сценарии развития постоянно актуализируются, а набор решений подвергается изменениям. Все это позволит обеспечить финансовую устойчивость и возможность продолжать рассматривать новые проекты и предложения. «Ростелеком» не прекратит рост и развитие благодаря этой гибкости.

Леонид Делицын, аналитик компании «Финам», также убежден в необходимости иметь несколько сценариев развития экономического ситуации в стране. Если оператор не рассматривает два или три пути возможного развития, не получится обеспечить дальнейший рост и сохранить востребованность на рынке. Во многом будущее экономики зависит от власти, которая тоже постоянно оценивает риски и влияние предпринимаемых мер на кризис. На данный момент нет уверенности в том, что не произойдет ужесточение изоляции.

Пандемия: будут ли возможности для роста

Максим Савватин, представитель компании iKS-Consulting, убежден, что кризис неминуемо принесет операторам связи стагнацию даже при самом благоприятном сценарии развития. Текущему году предшествовали периоды роста и упрочения позиций, однако развиваться в прежних условиях операторы просто не смогут. Возможностью для роста может стать ввод новых телекоммуникационных услуг. Это могут быть видеосервисы или облачные сервисы, актуальные для сегментов B2B и B2C.

Специалисты «Ренессанс Капитал» также считают, что будущее за облачными сервисами. Вполне вероятно, что часть бизнеса останется удаленной. Для его поддержки нужно развивать и усиливать дата-центры и VPN, защищенные виртуальные сети. Это мнение высказывает и Павел Захаров, директор по маркетингу «МегаФона». Удаленная работа потребовала развития облачных сервисов и продвинутых возможностей для видеосовещаний. Компания отметила 200%-ный рост CDN-трафика за последний месяц. Речь идет о российских, не зарубежных, видеосервисах.

Евгений Миронюк, представляющий инвестиционную компанию «Фридом Финанс», считает, что операторам стоит задуматься о разработке совершенно новых маркетинговых предложений. Одна из возможных точек роста — развитие стриминговых сервисов. Эта ниша в России на данный момент не занята никем. Между тем в остальных странах мира стриминговые сервисы имеют огромную популярность.

Потоковое видео уже вытесняет привычное телевидение и влияет на интернет как на основного поставщика развлекательного контента. В США, например, велика конкуренция между основными стриминговыми сервисами — Netflix, Hulu, Disney+ или Amazon Prime Video. Если российские компании осознают и используют эти возможности, сектор снова начнет расти с опережением.

Последствия кризиса: потребляют больше, покупают меньше

Эксперты Freedom Finance считают, что падение покупательской способности жителей страны неизбежно. Это произойдет даже при явном росте аудитории, пользующейся различными сервисами на постоянной основе. Вырастет безработица, люди будут вынуждены тратить меньше. Однако «Фридом Финанс» не думает, что операторы связи в значительной степени пересмотрят свои финансовые ожидания.

Иное мнение высказывают эксперты «Ренессанс Капитал». Они уверены, что выручка операторов вырастет. Произойдет это за счет замены части частных клиентов на корпоративных. Именно они могут стать основными потребителями услуг, заказывая, например, сим-карты для своих сотрудников, работающих из дома. Этот факт может обусловить рост средней выручки на пользователя в текущем году.

Падение корпоративного сектора предсказывают аналитики компании iKS-Consulting. Они убеждены, что корпоративный сектор станет меньше: мелкий и средний бизнес могут не пережить самоизоляцию и кризис. Те, кто смогут адаптироваться к новым условиям, неминуемо урежут расходы, особенно на услуги связи. Даже если сейчас трафик растет, в будущем он почти не повлияет на доходы операторов. Большая часть пользователей голосового и интернет-трафика — владельцы пакетов. Стоимость пакетов не изменилась с началом пандемии. Многим операторам, считает Максим Савватин, придется поднять цены.

Продажи телефонов и SIM-карт упадут

Главные игроки рынка — «Билайн» и МТС — говорят о закрытии от 25 до 50 процентов розничных салонов. Вместе с этим упадут и продажи мобильной розницы: телефонов, аксессуаров, тарифных планов. Так, «Билайн» планирует приостановить работу не менее 400 салонов, МТС — не менее 600. Эти меры вынужденные и временные, заверяют представители операторов, но они помогут снизить эксплуатационные расходы.

Закрытие салонов, пусть и временное, не может не сказаться на прибыли операторов. Дело в том, что у мобильных точек продажи довольно высокая маржинальность. Специалисты «Финнам» не верят, что эти меры хоть как-то перекроют снижение уровня продаж. Процесс закрытия салонов, по мнению экспертов iKS-Consulting, растянется по времени на несколько месяцев, от трех до шести. И вопрос оптимизации розницы, об этом говорит Максим Савватин, на самом деле назрел уже давно. Еще до кризиса операторы искали новые форматы и варианты выгодного партнерства.

Международный роуминг: кризис направления

Потеря от международного роуминга пугает операторов связи больше всего. Такой сценарий возможен при жестком выходе из кризиса и закрытии границ. Это направление приносит МТС не менее 2-3 процентов выручки, «Ростелеком» — не менее одного процента. МТС сообщает о падении выручки от международного роуминга еще в марте этого года. Доходы стали меньше на 80 процентов.

Закрылись страны Европы, на которых оператор традиционно зарабатывал больше всего. Прибыль от роуминга в апреле составила ноль процентов. МТС будет вынужден компенсировать эти показатели. Возможно, за счет клиентов, пусть и частично. Такое мнение озвучили эксперты «Ренессанс Капитал».

«МегаФон» готов к падению выручки от международного роуминга. Представители компании убеждены, что никому не удастся избежать убытков по этому направлению. Павел Захаров уверен, что сфера услуг связи неизбежно столкнется с переменами. Многие клиенты навсегда покинут рынок или пересмотрят свою расходную политику. Компания прикладывает максимум усилий, чтобы помочь партнерам и клиентам оптимизировать затраты на связь. Такое сотрудничество поможет всем оставаться на плаву в условиях глобального экономического кризиса.

Снижение активности корпоративных клиентов изменит телеком рынок. Платежи могут задерживаться, а клиенты могут обращаться за скидками. Первыми в очереди станут представители сферы туризма и перевозок, пострадавшие от самоизоляции сильнее всего. За ними идут предприятия общепита, отельеры и представители сферы отдыха и развлечений. Общая доля корпоративных клиентов редко превышает 15 процентов, однако определенный риск для этого сегмента по-прежнему сохраняется. Выручка операторов связи может снизиться до пяти процентов по причине падения доходов от международного роуминга и трудностей в корпоративном секторе.

Наверх